«Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».
Лев Толстой
Ребятки, участвующие в мероприятии к юбилею Льва Николаевича Толстого, только начали свой учебный процесс, они учатся в начальных классах, поэтому слово «азбука» им хорошо знакомо.
Да и у нас, взрослых, сохранились детские воспоминания, о первой обучающей книге «азбуке», о буквах, которые, мы так старательно запоминали, о первых словах, прочитанных самостоятельно, картинках, ..запахе страниц. О наших первых шагах в новый, неизведанный мир знаний.
В художественной галерее В.О. Фомичева прошло интереснейшее занятие для детей: «знакомство с «Азбукой» Льва Толстого».
Такая игра в школу, где экскурсовод была учителем, а дети учениками, только той, давней крестьянской школы, которую так любил писатель.
Ребята, писали на грифельных досках, узнавали правила правописания, решали арифметические задачки, новым(старым) методом, вспоминали рассказы Толстого и пересказывали их, инсценировали поговорки, читали, отгадывали загадки, при помощи игрушек. Узнали, о жизни и творчестве Льва Толстого, о его любимой «азбуке».
Азбука-слово славянское, а алфавит греческое. Между ними коренное отличие. Слово «азбука» состоит из названий двух ее первых букв «аз» и «буки». В азбуке буквы-образы! В алфавите, просто переносчики информации.
«Азбука» Льва Толстого: главное произведение его жизни. Над ней он упорно трудился 17 лет, отложив написание рассказа «Анна Каренина».
Лев Толстой безумно любил детей, именно всю свою любовь к крестьянским ребятам, он отразил в азбуке, над которой кропотливо работал много лет. С азбукой связывал он большие надежды, в нее он вложил всю душу.
Азбука сделала прорыв в образовании. Во главу всего, Толстой ставил духовное развитие ребенка. Он хотел, чтоб учение для ребенка было радостным, чтоб развивался интерес к познаванию у детей. Ведь от самых первых шагов в мир знаний, зависит становление человека в жизни, его духовные принципы. И это, он считал, приоритетной задачей школы.
Эти принципы легли в основу педагогики Толстого - в его школе не было телесных наказаний, занятия проходили в игровой форме, дети могли свободно передвигаться по классу.
Кроме самой азбуки, в книги входят тексты для чтения, популярные рассказы, художественные тексты, объяснение окружающего мира и устройства природы, рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, материалы по арифметике.
В создании своих рассказов, Лев Толстой всегда исходил из того, чтоб сюжет был прост, но занимателен и поучителен.
Ребята вспомнили известные произведения писателя «Филиппок», «Лев и собачка», «Лгун», «Три медведя», «Слон», и т.д.
Его рассказы, басни, пословицы, поговорки, поучительные истории, заставляют задуматься, вызывают желание задавать вопросы.
Вот, если бы в наших современных школах, ребята так радовались обучающему процессу, с таким интересом тянулись к знаниям, «понимали» материал, наверное – это было бы настоящим счастьем и для детей и родителей. А школа, выполняла бы главное свое предназначение –выпускать в жизнь свободных, знающих, умеющих мыслить, творческих личностей.
Иногда, так хочется, чтоб воплощалась народная мудрость: «Все новое-это хорошо забытое старое». Как много хороших добрых традиций, подход к воспитанию, обучению, не заслуженно забыты, подменены, в поисках новых систем.
И.. вовсе не время другое, дети другие, все меняется.. Главные жизненные принципы воспитания на основе любви, доброты, уважения к ребенку – вечные!
А дети, они всегда - чистые, открытые, живые, непосредственные, сообразительные, талантливые и скромные, но по настоящему уникальные и разные..
Ответственный за мероприятие: Ефремова Алена.